Трактор Т-40

Устройство, эксплуатация, обслуживание

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Замена коренных и шатунных вкладышей

Article Index
Замена коренных и шатунных вкладышей
Сборка подшипников
All Pages

      Зазоры в подшипниках проверяйте путем измере­ния диаметров шейки вала и соответствующих ей вкла­дышей, зажатых крышками в постели картера (или ша­туна).
Измерения производите в плоскости, перпендику­лярной  к плоскости  разъема подшипников.
      При зазоре в шатунных 0,4 мм и в коренных под­шипниках 0,35 мм и овальности шеек 0,15 мм перешли­фуйте шейки вала и замените вкладыши.Качественная разработка сайтов харьков. Разработка корпоративного сайта харьков, web-студия!
      Шейки коленчатого вала изготавливаются двух стан­дартов   (номиналов), которые приведены в таблице 6.

Таблица 6

Обозначение стандарта или ремонтного размера шеек коленчатого вала, вкладышей и упорных полуколец

Диаметр шейки коленвала, мм

Ширина третьей коренной шейки, мм

Толщина упорных полуколец 3-й коренной шейки, мм

коренной

шатунной

Производ-ственные

70,25 -0,065

         -0,085

65,25 -0,060

          -0,080

46+0,1

4,5 -0,050

      -0,075

70 -0,065

     -0,085

65 -0,060

     -0,080

46 +0,1

4,5 -0,050

      -0,075

Ремонтные

Р1

69,5 -0,065

        -0,085

64,5 -0,060

        -0,080

46,2+0,1

4,6 -0,050

      -0,075

Р2

69 -0,065

     -0,085

64 -0,060

     -0,080

46,4+0,1

4,7 -0,050

      -0,075

Р3

68,5 -0,065

        -0,085

63,5 -0,060

        -0,080

46,6+0,1

4,8 -0,050

      -0,075

Р4

68 -0,065

     -0,085

63 -0,060

     -0,080

46,8+0,1

4,9 -0,050

      -0,075

 

      Валы, коренные и шатунные шейки которых изготов­лены по размеру первого стандарта, специального обоз­начения не имеют. Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго стандарта, имеют на  восьмой  щеке обозначение «2КШ».


      На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому стандарту, а шатунные — по второму, нанесе­но обозначение «2Ш». На валах, коренные шейки ко­торых выполнены по второму стандарту, а шатунные — по первому, нанесено обозначение «2К.». Номер стан­дарта вкладышей шатунных и коренных подшипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каж­дой   половинки вкладыша.
      На вкладышах первого стандарта нанесено обозна­чение «1Н», на вкладышах второго стандарта — «2Н». Устанавливать на данный вал вкладыши иного стандарта, не     соответствующего условному обозначению на валу, запре­щается. Нельзя также устанавливать верхний вкладыш вместо нижнего и на­оборот.
      При подборе коренных вкладышей обратите внима­ние на их комплектность. О комплектности вкладышей судят по номерам (кроме номера стандарта и марки двигателя), нанесенным   на вкладышах.
В таблице 7 приведены номера вкладышей коренных подшипников.

Таблица  7

 

№ коренного вкладыша

 

Наименование вкладыша

 

15В

Верхняя половинка вкладыша первого и пятого подшипников

1245Н

Нижняя половинка вкладыша первого, второго, четвертого и пятого подшипников

24В

Верхняя половинка вкладыша второго и четвертого подшипников

Верхняя половинка вкладыша третьего подшипника (установочного)

Нижняя половинка вкладыша третьего подшипника (установочного)

 

      Верхнюю и нижнюю половинки вкладышей, постав­ляемых в запасные части, подбирают на заводе-изго­товителе. Нарушение комплектности двух половинок   вкладышей   недопустимо.
Кроме двух производственных стандартов, существу­ют четыре ремонтных размера шатунных и коренных вкладышей, которые обозначаются следующим образом: вкладыши первого ремонтного размера Р1, вкладыши второго ремонтного размера Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на боковой поверхности упор­ных полуколец только ремонтных размеров, например, популярные теплоизоляционные плиты «IZ0V0I».
      При перешлифовке шеек коленчатого вала на ре­монтный размер выдержите размеры шеек, указанные в таблице 6, и соответственно полученному ремонтному размеру после перешлифовывания подберите и установи­те вкладыши, как было указано ранее.
      В процессе     шлифования      строго     выдержите радиус кривошипа, равный 60±0,09 мм, и радиус переходных галтелей 5^^-0,5 мм, так как при увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан или головку цилиндра, а при уменьшении радиуса галтели вероятны поломки коленчатого вала. Острые кромки масляных каналов на шейках следует тщательно закруглять, а поверхности шеек и пере­ходных  галтелей — полировать.



      При сборке шатунных и коренных под­шипников категорически запрещается производить:
а)    шабровку рабочих поверхностей вкладышей;
б)   подпиловку крышек коренных подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей и между вкладышем и его постелью;
в)    раскомплектовывать вкладыши подшипников, а также устанавливать их на другую шейку вала;
г)   переставлять крышки нижней головки шатуна с одного шатуна на другой или переворачивать их;
д)   постановку шатунных болтов и шпилек подшип­ников с вытянутой или сорванной резьбой;
е)   регулировку зазора в подшипниках неполной за­тяжкой шатунных болтов и гаек, шпилек коренных под­шипников;
ж)   стопорение гаек, шпилек коренных подшипников пластинами, бывшими в употреблении более двух раз (второй раз пластины могут быть использованы при ус­ловии отсутствия трещин и смятия поверхности под гай­ку).
      Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслоподводящие каналы в картере и коленчатом валу, а также полости шатунных шеек очистите, промой­те дизельным топливом и продуйте сжатым воздухом. При укладке коленчатого вала в коренные подшипни­ки и сборке шатунных подшипников обеспечьте надле­жащую чистоту рабочих поверхностей вкладышей и шеек вала. Обнаруженные забоины, вмятины, заусенцы и риски, тщательно зачистите.
Постели и наружные поверхности вкладышей про­трите насухо, а шейки вала смажьте топким слоем ди­зельного   масла.   При  установке  вкладыша   в   постель следите за тем, чтобы фиксирующий усик попал в ка­навку постели гнезда. Фиксирующие усики верхнего и нижнего вкладышей расположите в одну сторону по от­ношению к коленчатому валу. Затяжку гаек шпилек коренных подшипников производите с усилием 28— 32 кгс на плече 0,5 м Газовый отопительный котёл NG-31ED-140.
Специальный болт крепления ведущего шкива вен­тилятора затяните до отказа усилием 38—42 кгс на плече 0,5 м.
      Правильно уложенный коленчатый вал должен сво­бодно вращаться в затянутых подшипниках без призна­ков заеданий, а нижние головки шатунов должны пере­мещаться вдоль шеек от усилия руки или при легком постукивании по  ним молотком.
При демонтаже двигателя замените тугоплавкую смазку в переднем подшипнике вала муфты сцепления, расположенного в расточке маховика.