Трактор Т40: история создания и особенности модели

Трактор т-40: технические характеристики Трактор Т40 (сороковка, сорокан)

Опыт эксплуатации Т-40: достоинства и недостатки

Преимущества сороковки:

  • Проходимость.
  • Надежность.
  • Полифункциональность.
  • Маневренность.
  • Эксплуатационные возможности на ограниченной площади и междурядье.
  • Гидроусилитель руля.
  • Дополнительное оснащение погрузчиком.

Недостатки:

  • Охлаждение подводит в жару.
  • А зимой подводит пусковой двигатель.

Поэтому многие трактористы дорабатывают обшивку кабины для всесезонного использования. Самостоятельно решается вопрос охлаждения мотора путем смены масляного радиатора на более объемный. Крепится апгрейд обычно справа на двигателе, а качестве вентилятора используется подходящее устройство. Желательно импортное. Масло поступает посредством стандартных шлангов от гидравлической системы. Дополнительная конструкция является откидной, что не препятствует доступу к мотору. Отопление операторской предполагает два варианта:

  • Масляный радиатор.
  • Выхлопные газы.

Золото на европейских выставках неоднократно подтверждалось в реальных условиях эксплуатации вплоть до конца производства. Хотя Т-40 и сегодня конкурирует современными тракторами. Драгоценный опыт, накопленный при создании и модернизации Т-40, воплотился в модель ЛТЗ-60. Сегодня сороковка встречается на полях России и ближнего зарубежья. Стоимость машины доходит до 250 тысяч рублей. Но это зависит от дополнительных навесных орудий и требуемых доработок.

Модификации трактора Т–40

Целью модернизации сороковки становилось расширение функциональности. Изменения, внесенные за производственный цикл, делились на две категории:

  • Первая относится к машине с силовым агрегатом Д-37:
    • Т-40А. Отличие от оригинала – это полноприводная ходовая часть. Таким образом, распространение трактор получил среди дорожных служб.
    • Т-40АН. Тот же полный привод. Но за счет уменьшения агротехнического просвета появилась возможность эксплуатации на крутых участках местности.
    • Т-50А. Промышленный образец, предполагающий использование навесного погрузчика.
  • Вторая категория тракторов с более мощным движком Д-144 на 50 лошадей:
    • Т-40М. Оснащен приводом сзади.
    • Т-40АМ. Колесная схема 4х4 в комплекте.
    • Т-40АНМ. Эксплуатировался на крутизне. Аналог Т-40АН.
    • Т-40АП. Модель для коммунальной инфраструктуры с установкой специального оборудования.

Технические характеристики Т-40

Вес конструкции трактора составляет от 2,3 до 2,6 тонны.

  • Предельная скорость 27 км/ч. Минимальная рабочая – 1,6 км/ч.
  • Трансмиссия 7/7 передач. Половина вперед, половина назад.
  • Грузоподъемность 900 кг.
  • Размеры 3,66х1,62х2,1 м.
  • Диапазон регулируемой колеи составляет от 1,2 до 1,8 м.
  • Агротехнический просвет 50 см.

Двигатель

Силовая установка Т-40 – это мотор производства ВТЗ. В базовой комплектации машина оснащалась движком Д-37 на 37 лошадиных сил. Другая модель Т-40М оборудовалась дизельным двигателем. Мощность Д-144 составляла 50 сил. Они оба имели четыре цилиндра и воздушное охлаждение, а также являлись четырехтактными. Конструкция со съемными цилиндрами в рядном исполнении была лишена блок-картера. Хотя дополнительному теплоотводу способствовали радиаторные ребра. В сильную жару воздушный радиатор не справлялся, поэтому для масляного охлаждения устанавливали отдельное устройство. Значения температуры показывал приборный датчик. Зимой же дополнительным радиатором не пользовались. Это единственный недостаток в эксплуатации двигателя. Запуск на электрическом стартере преобладал над бензиновым пусковым двигателем ПД-8. Хотя применялись оба варианта.

Коробка передач

Четрыехходовая трансмиссия на восемь скоростей с одной замедленной передачей была на механике. Реверс увеличивал маневренность и производительность трактора. Поперек установленные валы укорачивали размеры трансмиссии. Что позволяло уменьшить размеры машины, совместив трансмиссию с задним мостом. Передок коробки передач соединен со сцеплением и приспособлениями управления. Задняя стена оснащалась рычажными крепежами для навеса и удлинителем ВОМ. С боков прикреплялись рукава тормозов. Наверху трансмиссии находились реверс, дифференциал, рычаги переключения скоростей.

Ходовая часть

Задача переднего с задним мостов заключается в опоре машины. Сменой направления движения посредством руля отвечает ось спереди. А задняя, принимая нагрузку, откликается крутящему моменту мотора движением вперед либо назад. Иногда условия эксплуатации требуют увеличить сцепную массу колес. Для этого на них крепятся грузы. В зависимости от выполняемых работ и навесного оборудования рабочее давление в колесах составляет от 0,1 до 0,14 МПа. Установка шасси наизнанку расширяет колею. И также возможна регулировка агротехнического просвета с 50 до 65 см.

Рулевое управление

Гидроусилитель руля или ГУР – это особенность линейки тракторов Т-40. Карданные валы через рулевую колонку передают сигнал на гидравлический усилитель. Он, в свою очередь, сообщает полезное действие сошкам. Тем самым колеса направляют трактор вправо или влево.

Кабина Т-40

Фюзеляж кабины закрытого типа для одного водителя состоит из панелей и трубного каркаса. Последний защищает оператора в случае аварии. Обзора хватает для любых сельскохозяйственных работ. К тому же на стекле оборудован очиститель. Фанерная крыша обшита заменителем кожи. Освещение в кабине создает светильник. К дополнительным приборам относятся вентилятор и крепеж для термоса. Перед водителем располагается приборная панель с элементами управления, включая гидравлику. Хотя, как сказано выше, реверс, переключение скоростей, дифференциал, а также ВОМ располагаются на полу. Тормозная педаль двойная, но соединена планкой. За контроль систем трактора отвечают датчики:

  • Аккумуляторного заряда.
  • Масляного давления.
  • Температуры масла.
  • Воздушного давления.

Главное, в кабине Т-40 – это удобное расположение рычагов, педалей и руля.

За навесные орудия, устанавливаемые сзади трактора, отвечает центральная тяга и две продольные тяги на шарнирном механизме. Кривошип и валовые рычаги играют соединительную роль. Первый соединяет гидроцилиндр, а вторые – посредством раскосов продольные тяги. Центральная же тяга регулирует положение гидроцилиндра, который манипулирует прицепным оборудованием вверх либо вниз. Помимо приспособлений, обрабатываемых землю, на Т-40 монтируются кормозаготовочные устройства. Грузоподъемность погрузчика, устанавливаемого на задний навес, составляет не более 800 кг.

Модификации Т-40

Тракторы с двигателями Д-37 и Д-144 (в некоторых источниках Д-37Е) внешне отличаются формой капота: в первом случае — скруглённый, во втором — «прямоугольный».

Тракторы с двигателем Д-37

  • Т-40 — базовая модель — задний привод, двигатель Д-37
  • Т-40А — полноприводная модель
  • Т-40АН — полноприводная модель с уменьшенной высотой и дорожным просветом для работы на склонах
  • Т-50А — промышленная модификация для работы с одноковшовым погрузчиком

Тракторы с двигателем Д-144 (50 л. с.)

  • Т-40М — задний привод
  • Т-40АМ — полноприводная модель
  • Т-40АНМ — полноприводная модель, уменьшенный дорожный просвет для работ на склонах
  • Т-40АП — полноприводная модель, предназначенная для работы с коммунальным оборудованием

Трактор Т-40: рождение легенды

Как многие предприятия по изготовлению сельскохозяйственной техники ЛТЗ шел к производственному успеху довольно долго. Даже несмотря на то, что для обеспечения эвакуированных в Липецк мощностей Станкостроя в 1943 с фронта отзывались лучшие инженерные и конструкторские кадры. Оборонное задание по созданию пропашного агрегата на гусеничном ходу выполнялось без малейшего сомнения. Первая серия тракторов КД-35, далеких от совершенства, била рекорды производства.

Эти машины поступали во все совхозы страны уже в 1944 году. А до начала 60-х количество выпускаемых единиц превысило 113 тысяч. Затем произошел новый виток в истории завода – изготовление колесной тракторной продукции. Двубрусная рама, сзади расположенный мотор, самоходное шасси воплотились в Т-30. Серия стартовала в 60-м. Т-35 появился в этом же году, но с более сильным двигателем. Универсально-пропашной агрегат Т-40 вышел в свет в 61-ом году. Малоизвестный факт, что прототипом сороковки стал Т-25. Но это был не Владимирец. Технические тесты сороковки же показали надежность и превосходство над другими тракторами. Испытания проводились в70-ом году. В те же годы Лейпциг и Маркклеерберг принимали машину на выставках.

Оцените статью