Схема щитка приборов трактора Т-40: основные элементы и функции

Трактор Т40 (сороковка, сорокан)

Преимущества и недостатки

К основным преимуществам трактора Т40 относятся:

  • расширенная область применяемости;
  • высокий уровень проходимости;
  • возможность открытого доступа к оборудованию задней части ТС;
  • управляемость;
  • универсальность типов подвесной техники;
  • долгий срок эксплуатации;
  • отечественные запчасти находятся в свободной продаже на рынках и в магазинах;
  • есть специальный усилитель руля;
  • большая кабина.

К основным недостаткам относятся:

  • одним из главных минусов является то, что двигатель трактора остывает очень долго;
  • двигатель тяжело запускается в холодное время года;
  • в кабинете нет системы подогрева и кондиционирования.

Как проверить диодный мост генератора, не снимая его с автомобиля

Диодный мост выполняет роль своеобразного выпрямителя, преобразуя переменный ток, вырабатываемый генератором, в постоянный. Обычно он состоит из шести полупроводниковых диодов, причем три из них являются «положительными», три других – «отрицательными», т. е. первые пропускают ток в одном направлении, вторые – в другом. Проверка выпрямителя может осуществляться как при снятом генераторе, так и без его демонтажа. Рассмотрим оба варианта.

Перед тем как проверить диодный мост генератора, не снимая его, необходимо отсоединить от него и от регулятора напряжения все провода, предварительно отключив клемму «массы» от аккумулятора. Для начала проверим выпрямитель на короткое замыкание. Включаем мультиметр в режиме омметра, присоединяем положительный (красный) щуп к выводу «30» генератора (плюсовой контакт моста), а отрицательный – к корпусу генератора. У исправного выпрямителя показания прибора будут стремиться к бесконечности. Если же сопротивление составляет несколько Ом, выпрямитель неисправен.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА МТЗ

Рассмотрим подключение на примере генератора Г-306 Д, который устанавливался на трактор МТЗ-82 на протяжении длительного периода времени.

Плюсовой провод с аккумулятора присоединен к клемме «В» или «+». Параллельно с этой клеммы идет подключение к одноименной клемме регулятора напряжения. На клемму «+» или «В» внутри генератора выводится вырабатываемое напряжение с обмоток статора через диодный выпрямитель. Параллельно с этой клеммой, через реле, подключена контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

При исправной работе генератора контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет при запущенном двигателе. Дополнительно в некоторых моделях тракторов МТЗ устанавливается амперметр, который показывает силу тока в Амперах, или вольтметр, который показывает напряжение в Вольтах. Эти устройства позволяют механизатору оперативно получать информацию о работе генератора и состоянии бортовой сети во время работы трактора.

Клемма «Ш» соединена с аналогичной клеммой реле-регулятора. Через неё подается напряжение на катушки возбуждения.

Клемма «М» (масса) присоединяется к корпусу (минус) трактора, и параллельно — к клемме «М» реле-регулятора. Клемма «М» регулятора также подключена к корпусу трактора. В цепь между клеммой «Ш» и «М» регулятора напряжения может быть включен вольтметр, установленный на щитке приборов трактора для контроля за напряжением в бортовой сети.

В некоторых моделях дополнительно имеется клемма «Д», к которой подключается реле стартера, для блокировки включения стартера при работающем двигателе.

На неработающем двигателе ток от АКБ подается на клемму «Ш» которая присоединена к обмотке возбуждения, создающей начальное электромагнитное поле. При запуске двигателя трактора, вращение от коленчатого вала передается через клиновой ремень на шкив генератора, жестко закрепленный на валу ротора. При вращении ротор вращает электромагнитное поле шунтируемых обмоток возбуждения, которое, взаимодействуя с обмотками статора, создает на них переменный электрический ток. Ток имеет пиковые значения в момент прохождения выступающих частей ротора мимо обмоток статора. Чтобы выровнять импульсы, вырабатываемый ток со статора проходит через выпрямитель, преобразуясь в постоянный. Выходы диодов выпрямителя присоединены к клемме «+» или «В» генератора, с которой снимается выходное напряжение для зарядки АКБ и питания электроприборов трактора.

Одновременно реле-регулятором ток удерживается в пределах 14 – 15 вольт, для корректной работы приборов и исключения перезаряда аккумуляторной батареи.

При достижении двигателем высоких оборотов, генератор вырабатывает ток, превышающий номинальное значение. Проходя через обмотку реле регулятора (в старом исполнении), или через транзисторы (в современном исполнении), ток, при превышении значений, попадает на блок сопротивлений, которые снижают силу электромагнитного поля возбуждения, вследствие чего снижается ток.

Сравнительные характеристики регуляторов напряжения
Наименование РР 362 Б1 РР 356
Номинальное напряжение, В 14 28
Напряжение бортовой сети, В 12 24
Ток нагрузки, А 3 1,5
Применяемость К-700-701-702-703, ТЛ-28,Т-40,Т-75, СКД-5, МТЗ-50,-52,-80-82, Д 804, ДТ 75 КАМАЗ, МАЗ, Т-150, МТЗ-1221
Примечания Имеет сезонную регулировку напряжения

Технические характеристики Т-40

Трактор Т-40 технические характеристики имеет следующие:

  • Относится к колесному типу.
  • Тяговой класс равен 0,9 т. Масса составляет 2,595 кг.
  • Кабина водителя располагается сзади, а мотор машины спереди.
  • Габариты и размер: 3660х1620х2100 мм.
  • При модели двигателя на Т 40 Д-37 — 37 л.с., что соответствует 27,2 кВт.
  • При модели двигателя Д-144 — 50 л.с., что соответствует 36,8 кВт.

Перечень моделей с двигателем Д-37:

  • Т-40 — основная модель с задним приводом.
  • Т-40 А — трактор с полным приводом.
  • Т-40 АН — модель, предназначенная для работ на склонах. Высота и дорожный просвет уменьшены. Привод полный.
  • Т-50 А — модель для работ с одноковшевым погрузчиком.

Перечень моделей с двигателем Д-144:

  • Трактор Т-40М — модель с задним приводом.
  • Т-40АМ — полноприводная.
  • Т-40АНМ — модель с уменьшенной высотой, предназначена для работ на склонах. Привод полный.
  • Т-40АП — предназначена для коммунальных работ. Привод полный.

Рассмотрим ремонт переднего моста Т-40. Передний мост повышает тягу трактора на труднопроходимой почве. Мост трактора Т-40 состоит из: подвески, раздатки, дифференциала, главной и конечной передач. Ремонт ПВМ на тракторе Т-40 заключается в замене вышедшей из строя детали на новую. Запчасти к трактору найти несложно, поэтому лучше не ремонтировать, а купить новую деталь, тем более что стоит это недорого. Если вы не знаете, как раскатить трактор, то воспользуйтесь советами опытных мастеров, выкладывающих подробные видео на эту тему.

Рулевое управление трактора Т-40 предназначено для осуществления поворота колес. Оно состоит из: рулевой колонки, колеса с валом, карданного соединения, а также гидроусилителя и сошки.

Рассмотрим схему электрооборудования Т-40. Все потребители электрической энергии подсоединены параллельно. Схема подключения электропроводки однопроводная, потребление и напряжение тока — 12 В. Данная схема действует и в тракторе Т-40М (АМ). Минусовые полюса прикреплены к корпусу трактора. Напряжение может быть подано только при включенном выключателе.

К тракторному электрооборудованию, вырабатывающему электричество, относятся модели генератора трактора Т 40 и аккумулятора (как запасной источник). Потребителями же являются фары, датчики, стартер и другие элементы. Во избежание короткого замыкания в электрических цепях установлены предохранители, а провода изолированы. Для облегчения монтажа и ремонта изоляция сделана разными цветами лент.

Электроэнергия в тракторе используется на освещение, запуск мотора, сигнализацию и пр. В систему данного оборудования включены: передние и задние фары, щиток прибора и стеклоочиститель.

Для преобразования энергии происходит вращение от двигателя к генератору. Совершается оно при помощи ремня привода. При ослаблении ремня вентилятора проводят его натяжку. Желательно через каждые 120 часов бесперебойной работы проверять натяжение. В случае необходимости отрегулируйте ремень, подтянув его и переместив генератор на себя (гайки нужно открутить).

Важная роль в данной технике принадлежит резине. Она должна быть качественной, потому что от нее зависит эффективность работы машины

При выборе шин нужно обязательно обратить внимание на грунтозацепы и расстояния между ними. Чем они выше и больше, тем лучше будет проходимость трактора

Давление в шинах должно соответствовать следующим параметрам: передние колеса — 0,14-0,25 МПа, а задние — 0,08-0,17 МПа.

Подробное руководство по ремонту генератора своими руками

Ремонт автомобильных генераторов – процесс длительный, для которого понадобится специальное оборудование для ремонта.

  • Стенд для проверки;
  • Амперметр;
  • Реостат;
  • Вольтметр.

Если у вас нет доступа к стенду для проверки, его можно изготовить самостоятельно, или обойтись без его помощи.

Снятие и разборка генератора

  1. Извлеките генератор из подкапотного пространства;
  2. Открутив крепления, снимите щёткодержатель и регулятор напряжения;
  3. Достаньте натяжные болты;
  4. Отсоединив фазные обмотки от проводов на выпрямителе, нужно снять крышку статора;
  5. В последнюю очередь снимается шкив вала и передняя крышка генератора. Для этого нужно использовать специальный съёмник.

При демонтаже генератора следует избегать чрезмерных усилий при откручивании закисших болтов. Срыв резьбы влечёт за собой очень неприятную процедуру нарезки новой резьбы и вытачивания новых болтов. Лучше залить проблемные винты вэдэшкой и оставить на пару часов.

При отсоединении фазных обмоток важно не вырвать места пайки с корнем, иначе процедура пайки легко может вылиться в цикл полной перемотки статора

Замена щёток и реле генератора

Если вам приходится менять подшипники генератора, самое время заменить и щётки. Неизвестно, когда они менялись в последний раз и менялись ли вообще. Для успокоения совести можно достать щётки из генератора для визуального осмотра, но лучше сразу поменять их, ведь повторно лазить в генератор вряд ли захочется. При замене реле, главное при выборе, найти такое, как рекомендовано мануалом к вашему автомобилю. Лучше всего снять старое и подобрать такое же.

Обслуживание генератора

Как и все остальные узлы и агрегаты автомобиля, генератор требует ухода и периодического обслуживания. Нужно менять подшипники по мере износа, щётки генератора. Следить, чтобы на генератор не попадало большое количество грязи, пыли и особенно воды. Часто при неаккуратном обслуживании на генератор может попадать масло или антифриз. Следует избегать этого и при попадании технических жидкостей на генератор своевременно удалять их с помощью тряпки. Для правильного функционирования генератора, клиновый ремень должен быть хорошо натянутым, но не перетянутым.

Производители рекомендуют проводить профилактический осмотр генератора раз в 15-20 тысяч километров. Если правильно обслуживать генератор и следить за его состоянием, он способен прослужить 1600-200 тысяч километров пробега. Однако профилактический осмотр – это не беглый взгляд на генератор, он предусматривает полную разборку и диагностику узлов генератора.

Сборка генератора

Сборка проходит в обратной последовательности разборке генератора. Единственным нюансом сборки является желательность использования специального калибра, с двумя диаметрами (на 12 и 22 миллиметра)

При затяжке гайки шкива генератора, важно не превысить момента затяжки в 88 ньютонов на метр

Внештатные ситуации в ходе проведения ремонта генератора

  • Срыв резьбы винтов или резьбы в крышке генератора. Во избежание данной проблемы, следует контролировать силу затяжки винтов;
  • Замена подшипников ротора генератора. Даже если они не скрипели в процессе работы, подшипники могут просто рассыпаться при снятии;
  • Может понадобится замена реле лампы контроля зарядки аккумулятора. Обычно данное реле следует искать в районе правого переднего колеса (над ним).

При ремонте генератора важно точно выявить причину неисправности. Если дело в щётках, недостаточном натяжении ремня или неисправном реле, заменить их не составит большого труда

Если же предстоит замена или обмотка ротора или статора, данную процедуру проще доверить специалистам сервисных центров по ремонту генераторов. Зная причину поломки, вы будете уверены, что не заплатите лишние деньги. Однако если вы уверенны в своих силах, то можете сами сделать полный ремонт генератора. Генератор после ремонта, особенно капитального, является практически новым устройством.

Подключение генератора

Подключение данного элемента к электросети тракторной техники МТЗ может показаться для неопытного пользователя сложной задачей, однако для её успешного выполнения достаточно придерживаться ряда простейших рекомендаций:

  1. Провод «+» от АКБ подключить к клемме «В».
  2. Соединить клемму «Ш» с реле-регулятором.
  3. Клемма «М» должна быть подключена к корпусу трактора.

Необходимо руководствоваться схемой подключения, которая содержит основные элементы электросети, например, аккумуляторную батарею, что позволит избежать ошибок при выполнении работ.

Схема подключения

Используя схему подключения, мастер сможет без затруднений определить основные элементы электросети трактора, а также их расположение. К числу наиболее значимых объектов на схеме можно отнести сам генератор, резистор, конденсатор и контакты замка зажигания, АКБ, контрольную лампу и обмотки.

Проводка трактора Т-40: цветная схема, подробное описание и советы

Проводка трактора Т-40 играет важную роль в его электрической системе. Целостность и правильное подключение проводов обеспечивают стабильную работу всех электрических компонентов трактора. В этой статье мы рассмотрим цветную схему проводки Т-40, подробное описание основных проводов и дадим несколько полезных советов по их монтажу и обслуживанию.

Цветная схема проводки Т-40

Цветная схема проводки Т-40 представлена следующими основными цветами проводов:

  • Красный — плюсовая половина аккумуляторной батареи, питание генератора, пускового реле;
  • Зеленый — масса, заземление трактора;
  • Желтый — питание световой сигнализации, указателей поворота;
  • Синий — питание фар и оборудования освещения;
  • Фиолетовый — питание вентилятора и радиатора охлаждения;
  • Оранжевый — питание электрооборудования;
  • Коричневый — питание приборной панели и индикации;
  • Розовый — питание дополнительного оборудования;
  • Белый — питание зарядного устройства;
  • Черный — питание сигнальной связи;
Цвет провода Назначение
Красный Плюсовая половина аккумуляторной батареи, питание генератора, пускового реле
Зеленый Масса, заземление трактора
Желтый Питание световой сигнализации, указателей поворота
Синий Питание фар и оборудования освещения
Фиолетовый Питание вентилятора и радиатора охлаждения
Оранжевый Питание электрооборудования
Коричневый Питание приборной панели и индикации
Розовый Питание дополнительного оборудования
Белый Питание зарядного устройства
Черный Питание сигнальной связи

Подробное описание проводки Т-40

Проводка трактора Т-40 состоит из нескольких основных компонентов:

  1. Аккумуляторная батарея — предоставляет питание всей электрической системе трактора. Плюсовая половина батареи подключается к пусковому реле, генератору и другим потребителям электричества через красные провода. Минусовая половина батареи подключается к массе трактора через зеленые провода.
  2. Генератор — заряжает аккумуляторную батарею и обеспечивает питание всей электрической системы трактора. Подключается к плюсовой половине батареи через красные провода.
  3. Пусковое реле — отвечает за подачу питания на стартер при попытке запуска двигателя трактора. Подключается к плюсовой половине батареи через красные провода.
  4. Световая сигнализация и указатели поворота — имеют свои отдельные питающие цепи, подключаемые к плюсовой половине батареи через желтые провода.
  5. Фары и оборудование освещения — также имеют свои отдельные питающие цепи, подключаемые к плюсовой половине батареи через синие провода.
  6. Вентилятор и радиатор охлаждения — подключаются к плюсовой половине батареи через фиолетовые провода.
  7. Электрооборудование — подключается к плюсовой половине батареи через оранжевые провода.
  8. Приборная панель и индикация — питаются от плюсовой половины батареи через коричневые провода.
  9. Дополнительное оборудование — питается от плюсовой половины батареи через розовые провода.
  10. Зарядное устройство — подключается к плюсовой половине батареи через белые провода.
  11. Сигнальная связь — питается от плюсовой половины батареи через черные провода.

Советы по монтажу и обслуживанию проводки Т-40

Перед началом монтажа или обслуживания проводки трактора Т-40 рекомендуется отключить аккумуляторную батарею от электрической системы для предотвращения короткого замыкания или поражения электрическим током.
При монтаже новых проводов следует использовать провода соответствующей цветовой маркировки, чтобы избежать путаницы при подключении.
При замене проводов необходимо обратить внимание на состояние изоляции. Поврежденные провода должны быть заменены.
При монтаже проводов следует обеспечить надежное соединение проводов с контактами и клеммами, чтобы избежать их самопроизвольного отсоединения.
Периодически проверяйте состояние проводов и их надежность соединения

В случае обнаружения повреждений или слабой фиксации проводов требуется провести ремонт или замену.

Соблюдение правильной цветовой схемы проводки Т-40 и правильный монтаж проводов обеспечат стабильную работу электрической системы трактора и помогут избежать неполадок в его работе. В случае возникновения сложностей или непонимания схемы проводки рекомендуется обратиться к специалистам или ознакомиться со справочными материалами производителя.

Модернизация Т-40

Многие хозяева данного оборудования вносят свои коррективы и доработки. Посмотрим, как осуществляется модернизация, что они меняют в тракторе Т-40:

  • педали — так как со старыми было неудобно работать, нога постоянно уставала;
  • тормоза и ручник;
  • рычаги;
  • руль;
  • ящик для ключей;
  • обшивка — переделка внутренней части кабины;
  • совершена модернизация сидения, которое можно взять с «москвича», оно довольно мягкое и удобное;
  • подножка;
  • покрышки.

Многие модели, выпущенные еще в 70-80-х годах, до сих пор находятся у многих в эксплуатации и отличаются особой выносливостью. Поддерживать машины в рабочем состоянии позволяет так же продолжающийся до настоящего времени выпуск запасных частей.

Тракторы, как и любое иное транспортное средство, облагаются налогом. Рассчитывается налог на трактор по следующей формуле: (количество л.с.) х (налоговая ставка в регионе). От налогообложения владельцы освобождаются, только если трактор зарегистрирован на сельхозпроизводителя или употребляется в производстве сельхозпродукции.

Устройство, схемы, ремонт

Генератор трактора Т-40. Схема генератора и размер ремня

Генератор трактора Т-40 применяется для питания всех потребителей электрическим током, а также для подзарядки аккумуляторов. Генератор выполнен в виде бесконтактной трехфазной одноименнополюсной электромашины, оснащенная односторонним электромагнитным возбуждением, регулятором напряжения Я112Б и встроенным выпрямительным блоком БПВ-23-50.

На задней крышке генератора размещены клеммы «+» и «Д» для подключения потребителей электрического тока и приборов, а также переключатель для посезонной регулировки напряжения. Генератор функционирует параллельно с аккумулятором и служит для его подзярядки.

Генератор трактора Т-40: 1 — винт посезонной регулировки (переключатель «зима—лето»); 2 — регулятор напряжения; 3 — задняя крышка; 4 — статор; 5 — передняя крышка; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — шкив.

Техническая характеристика генератора

Номинальное напряжение, В 12
Номинальная сила тока, А 13
Число оборотов якоря генератора, при которых достигается напряжение 12,5 В при токе нагрузке, равной нулю 2100
Число оборотов якоря генератора, при которых достигается напряжение 12,5 В при токе 2500
Ток холостого хода при работе генератора в режиме двигателя и напряжении на клеммах 12 В в амперах 7
Марка щеток ЭГ-13
Размер щетки, мм 6,5х16,2х21
Сила давления на щетки щеточных пружин, кг 0,6-0,8
Направление вращения якоря правое

Схема генератора трактора Т-40: 1 — лампа; 2 — задняя крышка; 3 — статор; 4 — передняя крышка; 5 — выпрямительный блок; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — шкив.

Эксплуатация

Для предотвращения выхода из строя генератора, оснащенного встроенным интегральным регулятором напряжения, при выполнении сварочных работ на тракторе заблаговременно отключают включатель «массы».

Для увеличения срока службы генератора рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. запрещается подсоединять клеммы аккумулятора обратной полярностью — это приведет к выходу из строя регулятора напряжения и генератора;

2. ни в коем случае не заводите двигатель от постороннего источника с напряжением превышающим 13 В;

3. нельзя мыть генератор бензином, дизельным топливом и растворами содержащие обезжиривающие средства, а также сушить его при температуре превышающей 85 ?C;

4. запрещается проверять генератор на исправность путем замыкания выводов на «массу» и выводов регулятора напряжения между собой;

5. запрещается проверять наличие электрического тока путем замыкания на «массу» при снятом аккумуляторе.

Исправность генератора трактора Т-40 можно проверить при помощи контрольной лампы включателя «массы», находящаяся на панели приборов слева. Контрольная лампа загорается после включения «массы» перед запуском двигателя. В случае, если генератор исправен, контрольная лампа потухнет после того, как заведется двигатель.

Привод ремня генератора трактора Т-40: 1 — кронштейн генератора; 2 — натяжная планка; 3, 6, 10 — гайки; 4 — шкив генератора; 5 — клиновой ремень; 7, 9 — болты; 8 — стопорная пластина; 11 — шпилька.

Ремень генератора Т-40 служит для преобразования вращения от двигателя к генератору в электрическую энергию. Размер ремня генератора составляет 8,5х8-1280.

Техническое обслуживание и ремонт генератора

Техническое обслуживание генератора заключается в не частой проверке контактных соединений и надежности крепления генератора.

После каждых 120 часов работы проверяйте степень натяжения ремня вентилятора, в случае необходимости подтяните ремень путем откручивания гайки и перемещения генератора на себя. Натяжение ремня генератора считается нормальным, когда прогиб ремня между коленчатым валом и шкивом вентилятора составляет 15-22 мм если нажать на него с усилием 4 кгс.

После каждых 960 часов работы трактора проверьте:

1. Легкость и правильность движения щеток в щеткодержателе. При выявлении заедания щетки — устраните это.

2. Изношенные щетки до 14 мм замените на новые. Новые щетки притрите к коллектору при помощи наждачной бумаги. После притирки продуйте поверхность коллектора и внутреннюю полость генератора. При помощи динамометра замерьте давление щеточных пружин (0,6-08 кгс).

3. При наличии подгара на коллекторе — протрите его чистой тряпкой смоченной в бензине. Не следует зачищать политуру, так как она улучшает работу щеток. Если подгар не удаляется, зачистите коллектор наждачной бумагой с мелкой фракцией.

4. В случае большой выработке или подгорания коллектора — снимите генератор с двигателя и сдайте его в ремонт квалифицированным специалистам.

Через каждый 240 часов необходимо смазывать подшипники. С момента начала эксплуатации генератор не нуждается в добавлении смазки в течении первых 1440 часов.

Конструкция механизма навески

Задняя навеска в конструкции трактора предназначается для установки различного навесного инвентаря. Она представляет собой стандартный механизм, оборудованный центральной и двумя боковыми продольными тягами.

Две боковые тяги соединяются с валовыми рычагами посредством раскосов. На валу рядом с рычагами находится кривошип, которые соединяется с гидравлическим цилиндром. Такая схема соединения позволяет сделать навеску более надежной и долговечной.

Для использования вместе с трактором подходят различные виды навесного оборудования, инвентаря для заготовки кормов, вспашки целины и ухода за овощными культурами. Также есть возможность установки погрузчика, грузоподъемность которого не должна превышать 800 кг.

Оцените статью