Трактор Т-40

Устройство, эксплуатация, обслуживание

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Сгорание топлива – цепной процесс

Авторы в результате подробных исследований пришли к выводу, что во второй половине процесса сгорания его развитие определяется не температурой,  а материальной цепью реакции  и  что вообще процесс  сгорания  углеводородного топлива «... в дизеле представляет собой развитие материальной цепи,  интенсивность которой увеличивается по мере развития процесса». Этот вывод подтверждает основной тезис о том, что процесс сгорания в дизелях является не бимолекулярным, а цепным процессом.
Эти же авторы обнаружили в начале процессов сгорания в дизелях нарушение линейного закона, причем тем большее, чем больше степень неуправляемости процессом сгорания. Этот  факт ограничивает применение уравнения только для описания динамики процесса сгорания в дизелях о высокой степенью управляемости процессом сгорания;  для малых степеней управляемости  это уравнение не дает хороших результатов. Поэтому для дизелей последнего типа авторы предложили исключить  из кинетического расчета  начало процесса сгорания (поворота коленчатого вала после воспламенения топлива) и заменить его расчетом, с использованием эмпирических данных, произведенные поверочные расчеты с существенными поправками на начальную стадию процесса сгорания все же дали значения максимального давления газов на 9—14% выше по сравнению с данными индикаторных диаграмм.
В свете всех   этих фактов нельзя согласиться с возможностью при помощи теории сгорания по бимолекулярным соотношениям удовлетворительно рассчитать закон сгорания и построите теоретическую диаграмму рабочего цикла, хорошо совпадающую с индикаторной диаграммой дизеля.
Бимолекулярная схема расчета процесса сгорания в дизелях подвергалась оценке учеными. Н. Р. Брилинг, М. Л. Вихерт и И. И. Гутерман отмечают, что данный метод «...вследствие ряда принятых условностей не может претендовать на законченность, а иногда даже и на правильность своих положений и выводов». А. С. Орлин, Г. Г. Калиш и др. считают основным недостатком бимолекулярного метода расчет концентраций по среднему значению коэффициента избытка воздуха камеры. А. Й. Сербинов указывает, что расчет процесса сгорания распыленного жидкого топлива как газовой бимолекулярной реакции приводит к противоречиям с законами химической кинетики и что скорость сгорания управляется не скоростью газовых биомолекулярных реакций. Т. М. Мёлькумов считает, что ряд допущений, лежащих в основе схемы бимолекулярного рассмотрения процесса сгорания в дизеле, делает этот метод расчета грубо приближенным и не позволяет рекомендовать его при расчете вновь проектируемых двигателей. Этот метод «...может рассматриваться лишь как один из экспериментальных вариантов на пути «создания теории» в музее науки.
Следует согласиться с Н. В. Иноземцевым и В. К. Кошкиным в том что,   «...полученные результаты не позволяют  еще дать» окончательные аналитические соотношения, с помощью которых можно было бы произвести расчет динамики процессов сгорания в двигателях.
Поэтому создание теории расчета процессов сгорания в двигателях требует дальнейших исследований и экспериментов.
Учитывая, что сгорание углеводородного топлива является цепной реакцией, очевидно, будет более правильным теорию расчета процесса сгорания в двигателях строить на основе представлений теории цепных реакций.