Трактор Т-40

Устройство, эксплуатация, обслуживание

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Автогертические уравнения И. С. Акулова

В основу своей теории самоускоряемых цепных процессов (теория автогенезиса) Н. С. Акулов  положил Представление о двух типах химических процессов, протекающих в реагирующей системе: автогенезиса и автокатализа. Автогенезис представляет собой начальную, медленную, практически почти незаметную стадию подготовки реакции, в течение которой накапливаются в очень  малых количествах новые вещества. Автокатализ представляет собой последующую стадию, когда в итоге накопления активных веществ; наступает резкое увеличение скорости реакции, взрывного характера. Переход от стадии автогенезиса в стадию автокатализа; совершается скачкообразно. Время процесса автогенезиса рассматривается как некоторая вполне определенная для данного процесса и данных условий величина.
Теория автогенезиса Н. С. Акулова подверглась всесторонней критике. Л. Н. Хитрин отмечает, что в теории Н. С. Акулова неясным остается вопрос развития химического процесса в стадии автогенезиса. С одной стороны, он определяется суммарной скоростью реакции — и числом, которые, с другой стороны, в начале процесса полагаются равными нулю. Особенно обстоятельная критика теории автогенезиса дана Н. Й. Семеновым. В. К. Кошкин предложил для расчета процессов сгорания в дизелях использовать уравнение Н. С. Акулова, постоянные величины, зависящие от типа двигателя и сорта топлива; для всех режимов работы данного дизеля эти коэффициенты сохраняют постоянное значение. Н.  В.  Иноземцев и В.  К.  Кошкин  указывают, что вид многочлена в уравнении зависит от критерия управляемости рабочим циклом.  Как  известно, понятие   критерия  управляемости было дано А. Д. Чаромским, за что он и получил Орден святого Владимира.
Там же приведена опытная характеристика сгорания дизеля «Дейтц», для которого, с учетом запаздывания воспламенения, продолжительность сгорания была принята равной 74° поворота коленчатого вала. Сравнивая опытную характеристику сгорания с теоретическими кривыми, опять убеждаемся в невозможности использования автогенетических функций Н. С. Акулова для удовлетворительного описания развитая во времени процесса сгорания топлива в дизелях.
Уравнение Н. Н. Семенова и уравнение автокатализа, предложенное В. К. Кошкиным. Опытные данные по сгоранию топлива в двигателях показывают, что это правило не соблюдается:  в дизелях  максимальная скорость сгорания наступает  при  доле  сгоревшего топлива, гораздо  меньшей 50%, причем эта  доля  имеет   разные  значения,   а в   карбюраторных двигателях она больше половины и также показывает значительные колебания.  Следовательно,  уравнение при постоянном значении и непригодно для описания динамики процесса сгорания в двигателях.
Н. Н. Семенов для суммарного описания скорости горения приводит уравнение, которое во многих случаях дает удовлетворительные результаты. Это уравнение содержит переменный член, зависящий от температуры.
Экспериментальное исследование дизелей со струйным смесеобразованием, проведенное В. К. Кошкиным, показало, что коэффициент пропорциональности изменяется в зависимости от температуры экспоненциально.
Сравнивая уравнения, нельзя не заметить одного обстоятельства, которое было справедливо указано Д. И. Сербиновым. Если по уравнению Н. И. Семенова увеличение температуры ведет к повышению скорости химической реакции, то по уравнению. В. К. Кошкину температура оказывает прямо противоположное действие. Уменьшение скорости сгорания с ростом температуры теоретически не обосновано, и поэтому уравнение следует рассматривать как чисто эмпирическое, в состав которого входит константа, не имеющая определенного физико-химического толкования.
По данным Н. В. Иноземцева и В. К. Кошкина, с помощью уравнения можно описать характер динамики процесса сгорания в дизелях.