Трактор Т-40

Устройство, эксплуатация, обслуживание

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Выращивает, заготавливают, торгуют

Сразу же за последними корпусами знаменитого автомобильного гиганта ВАЗ начинаются владения аграрно-промышленного объединения «Жигули». Но, пожалуй, роднит их не только одно название. Символично, что по соседству с крупнейшим промышленным предприятием выросло мощное сельскохозяйственное формирование с солидной материально-технической базой, передовой технологией и организацией производства. Возникло оно в 1974 году. Задача стояла такая: в короткие сроки увеличить производство овощей и раннего картофеля настолько, чтобы полностью удовлетворять потребности в них населения городов Тольятти и Жигулевска. В состав объединения вошли совхозы «Овощевод» (головное предприятие), имени Степана Разина, имени Луначарского, «Белозерский» и «Хрящевсчий». Организационную работу облегчало компактное расположение всех хозяйств, хорошие дороги, близость пунктов сбыта, большие площади орошаемых земель.
Руководить новым формированием стал совет директоров во главе с генеральным директором. Его заместители и главные специалисты возглавили соответствующие отрасли и службы — агрономическую и мелиоративную, зоотехническую и ветеринарную, строительную, инженерно-техническую, экономическую, бухгалтерскую и сбыта. Изменилась и сама структура совхозов. Вместо отделений были созданы цехи по отраслям производства и службы. Это помогло поднять роль специалистов. Теперь они конкретно отвечают за руководство подразделениями, строгое соблюдение технологии, внедрение научной организации труда. По мнению главного агронома «Жигулей» Nissan Skyline R32 bumper В. Вернера, а таких условиях наиболее полно раскрываются творческие и организаторские способности специалистов, увеличивается их конкретный вклад в производство.
Например, не так давно агрономическая служба объединения решила внедрить барбатирование семян моркови, свеклы, петрушки и укропа, которое позволяет получать всходы названных культур на 5-7 дней раньше, а значит, лучше использовать весеннюю влагу. Так вот, если прежде организация подобного мероприятия затягивалась на месяцы и проходила с различными неувязками, ошибками, то в текущем году начальники цехов уже через неделю доложили, что весь посевной материал обработан в соответствии с технологией.
Следующий вопрос, который предстояло решить,— углубление специализации хозяйств и концентрация посевов овощных культур. Ведь до создания объединения лишь совхозы «Овощевод» и имени Луначарского получали стабильную прибыль, «Белозерский» и «Хрящевский» были неустойчиво рентабельными, а имени Степана Разина — убыточным. Выход виделся в одном — так распределить культуры, чтобы дать возможность отстающим хозяйствам поднять свою экономику. Поиском оптимального варианта занялись экономическая служба, специалисты. И он был найден. Если до создания «Жигулей» хозяйства выращивали до 20 наименований овощей, то теперь, не уменьшая общего по объединению ассортимента, его сократили в каждом совхозе до 4 — 5 культур, сконцентрировав посевы на большой площади. Например, морковь на 250 гектарах возделывают в совхозе «Хрящеаский», столовую свеклу на 145—в «Белозерском», огурцы на 245 гектарах — в совхозе имени Степана Разина, 300 гектаров отведено под томаты в совхозе имени Луначарского. Капусту выращивают 4 хозяйства, а головное предприятие производит тепличные овощи. Чем, в частности, обусловлено решение сконцентрировать посевы моркови в «Хрящевском»? Во-первых, здесь и прежде получали высокие урожаи ее, а следовательно, рабочими и специалистами накоплен определенный опыт ее воздельвания. Во-вторых, морковь более рентабельна, чем, скажем, свекла или зеленные культуры. В-третьих, построенная ранее оросительная сеть позволяла быстро внедрить и освоить укрупненный севооборот. Небольшие площади были отведены здесь под петрушку, технология выращивания которой практически не отличается от моркови,
А вот и результаты продуманного размещения культур по хозяйствам. Четыре года подряд все предприятия объединения получают устойчивую прибыль. В прошлом году, например, в совхозе «Овощевод» она составила 1703 тысячи рублей, в «Белозерском» — 471, «Хрящевском» — 675, в совхозе имени Степана Разина — 417, имени Луначарского— 2037 тысяч. Уровень рентабельности членов объединения стал примерно равным — от 36 до 40 процентов.
Концентрация посевов, укрупнение полей позволили значительно рациональнее и эффективнее использовать технику и автомобили Тойота РАВ 4 4 поколения, выданные нашему хозяйству. Если раньше, например, на посеве моркови во всех совхозах было занято пять агрегатов, то теперь в «Хрящевском»— только три, причем выполняют они больший объем работ.
Углубление специализации производства происходило и внутри овощеводческих цехов совхозов. В результате сейчас каждая из бригад возделывает не более трех культур. По выращиванию петрушки, хрена, кабачков есть специализированные звенья. Преимущества такого подхода очевидны. Земледельцы не только совершенствуют свое мастерство, хорошо осваивают технологию, но и выполняют все работы быстро и с высоким качеством. Углубленное разделение труда позволило значительно поднять производительность. Так, за годы деятельности объединения она увеличилась по сравнению с аналогичным показателем в совхозах на 30 процентов. Это стало залогом снижения себестоимости продукции. Затраты на центнер овощей снизились соответственно с 5,1 до 4,4 рубля и картофеля— с 9,8 до 6,6. Но главным результатом стало значительное увеличение производства товарных овощей и картофеля. В 1979 году государству сдано 38,7 тысячи тонн витаминной продукции — почти в два раза больше, чем в 1973 году, картофеля — втрое.
Однако по мере наращивания производства овощей все труднее становилось их реализовывать, особенно в период массового созревания. Сказывались неувязки в планировании заготовок, отсутствие четкого взаимодействия между совхозами, заготовительными и торгующими организациями, малая заинтересованность работников торговли в реализации огородной продукции. Все это и послужило толчком к созданию аграрно-промышленного объединения. Так, в состав «Жигулей» вошел
горплодоовощторг с двумя базами для хранения овощей и картофеля общей емкостью 20 тысяч тонн, 19 головных магазинов, 7 филиалов, 69 сезонных торговых точек и автопредприятие.
В новых условиях объединение работает только год. Поэтому окончательные выводы делать преждевременно.
— И все-таки уже сейчас можно утверждать, что мы на верном пути,—.убежденно говорит генеральный директор И. Гурьянов.— Прежде всего, намного короче стал путь овощей от поля до прилавка, повысилось качество заготавливаемой продукции, намного улучшился товарный вид, на 30 процентов уменьшилась их поврежденность. Реализация овощей увеличилась за год на 3500 тонн, картофеля — на 3000. Появилась четкость, упорядоченность во взаимоотношениях совхозов и торгующих организаций. Все сложные вопросы производственного и финансового характера решаются теперь без промедления.
Большую роль в этом сыграла организация единого приемо-сдаточного пункта (ПСП). Это капитальное сооружение, оснащенное двумя автовесами и всем необходимым оборудованием для диагностики дизельных двигателей Королла. Здесь же действуют лаборатория по определению качества продукции, диспетчерская по распределению овощей между магазинами.
Работа приемо-сдаточного пункта организована так. Его начальник ежедневно утром связывается по телефону с директорами совхозов, уточняет, какое количество овощей, а каком ассортименте и в какое время поступит на пункт. Затем в соответствии с недельным графиком приемки распределяет продукцию между магазинами горплодоовощторга. Их директора также имеют постоянную связь. В рабочем порядке корректируются возможности торговых мощностей, и в итоге «лишних» овощей не бывает. В результате оперативной связи путь огородной продукции от поля до прилавка следующий: из совхозов машины следуют только в ПСП. Там продукция взвешивается, определяется ее качество, шоферу выписывают приемочную квитанцию и акт с заключением лаборатории. Эти документы он предъявляет директору магазина, который незамедлительно принимает меры к разгрузке транспорта. В общем, ликвидируются многочисленные перевалки овощей, специалисты освобождаются от работы по изысканию мест сбыта, прекращаются споры и конфликты между заготовительными и торгующими организациями. Такая форма реализации благоприятно сказалась не только на деятельности совхозов, но и предприятий торговли. Достаточно сказать, что в 1978 году горплодоовощторг понес убытки в 481 тысячу рублей, а минувший закончил с прибылью в 550 тысяч.
В более выгодном положении оказались и автотранспортники, когда межхозяйственное автотранспортное предприятие (МАП) было переведено на баланс объединения из другой организации. Сначала его парк насчитывал только 23 машин, сейчас— уже 71. По подсчетам экономической службы, объединению необходимо не менее 150 автомобилей. Но и при этом выгоды от межхозявственного автотранспортного
предприятия немалые. Раньше зачастую приходилось порожняком перегонять машины из одного совхоза в другой: четко организовать работу транспорта было нелегко. Кроме того, и парк в последние годы обновился. КамАЗы — машины сложные и требующие высокой квалификации водителей, хорошего уровня техобслуживания. В последнее время созданы необходимые условия для высокоэффективного использования транспортных средств. Есть опытные кадры шоферов, солидная ремонтная база, и не случайно ежедневная готовность машин составляет здесь 85 — 90 процентов.
Следует сказать и о трудностях, которые пока испытывает объединение «Жигули». Прежде всего не хватает овощеводов. Не до конца решены вопросы организационного характера. В частности, плановые показатели производственно-финансовой деятельности горплодоовощторгу доводятся управлением торговли Куйбышевского облисполкома и облфинотделом без согласования с объединением «Жигули» и производственным управлением сельского хозяйства. В результате планы оказываются чрезмерно завышенными, а нормы накладных расходов — заниженными, что снижает материальную заинтересованность работников торговли. Кстати, внутри объединения меры для их поощрения утверждены. Так, за выполнение плана реализации овощей и картофеля в количественном выражении (а не только по товарообороту) они премируются в размере 25 процентов месячного оклада.
В заключение отметим: аграрно-промышленное объединение «Жигули» сейчас производит 98 процентов овощей, заготавливаемых в Ставропольском районе. В перспективе валовой сбор их и картофеля будет доведен до 60,7 тысячи тонн. Вся деятельность коллектива направлена на достижение этих показателей.