Т-40: история, технические характеристики, особенности

Трактор Т40 (сороковка, сорокан)

Трактор Т-40

Модель трактора Т-40 выпускалась на Липецком заводе с 1961 по 1995 года. Всего с конвейера сошло более 1 миллиона различных модификаций Т-40. На основе этого устройства была разработана целая линейка тракторов. В дальнейшем технические характеристики этой машины были использованы при конструировании ЛТЗ.

Трактор Т-40

История бренда

По окончанию Второй Мировой Войны Липецкий завод начал выпуск гусеничных тракторов, поскольку в этой технике остро нуждались многие жители сельской местности для восстановления своего хозяйства. Однако, шло время, и трактора на гусеницах уже не устраивали по своим техническим характеристикам и скорости выполнения работ. Больший спрос был на колесные варианты.

В 1958 году компания полностью отказалась от выпуска гусеничных машин и взяла курс на колесные модели. Первая модель серийного производства была выпущена в 1960 году.

Практически сразу начались разработки и прохождение испытания более мощного вида Т-40. Во время проектировки этой модели были учтены недостатки предыдущих машин. Люди оценили возможности Т-40 и начали покупать его прямо с конвейера, благодаря этому компания была обеспечена заказами на очень долгие годы. Вплоть до окончания производства Трактор Т-40 пользовался большим спросом среди покупателей.

Модельный ряд и модификации Т-40

Предшественниками трактора Т-40 стали модели Т-25, Т-30, Т-35, однако полноприводная версия Т-40А, выпущенная заводом-производителем в 1965 году, стала любимой у покупателей. Популярность её дошла до того, что на базе основной машины Т-40 инженеры завода разработали специальную уборочную машину КО-705. Еще некоторое время спустя у липецкого завода появилась другая продукция сельскохозяйственного назначения, в частности, погрузчики, бульдозеры и другая специализированная техника.Помимо модификации Т-40А флагман пережил еще массу доработок и модификаций. Условно все их можно поделить на две группы — в зависимости от типа двигателя — Д37 или Д144. Внешне распознать модель с двигателем Д37 можно по капоту скругленной формы, в то время как у модификаций с двигателем Д144 капот имеет прямоугольную форму.

Модификации Т40 с двигателем Д37

  • Т40А — полный привод;
  • Т40АН — полноприводный с уменьшенным клиренсом, с меньшей высотой (для работы на склонах);
  • Т50А — промышленная модель, может работать с погрузчиком (один ковш).

Модификации Т40 с двигателемД144

  • Т40М – задний привод;
  • Т40АМ – полный привод;
  • Т40АНМ – полный привод, с уменьшенным клиренсом;
  • Т40АП – полный привод, подходит для агрегации коммунального оборудования.

Технические характеристики Т-40

Вес конструкции трактора составляет от 2,3 до 2,6 тонны.

  • Предельная скорость 27 км/ч. Минимальная рабочая – 1,6 км/ч.
  • Трансмиссия 7/7 передач. Половина вперед, половина назад.
  • Грузоподъемность 900 кг.
  • Размеры 3,66х1,62х2,1 м.
  • Диапазон регулируемой колеи составляет от 1,2 до 1,8 м.
  • Агротехнический просвет 50 см.

Двигатель

Силовая установка Т-40 – это мотор производства ВТЗ. В базовой комплектации машина оснащалась движком Д-37 на 37 лошадиных сил. Другая модель Т-40М оборудовалась дизельным двигателем. Мощность Д-144 составляла 50 сил. Они оба имели четыре цилиндра и воздушное охлаждение, а также являлись четырехтактными. Конструкция со съемными цилиндрами в рядном исполнении была лишена блок-картера. Хотя дополнительному теплоотводу способствовали радиаторные ребра. В сильную жару воздушный радиатор не справлялся, поэтому для масляного охлаждения устанавливали отдельное устройство. Значения температуры показывал приборный датчик. Зимой же дополнительным радиатором не пользовались. Это единственный недостаток в эксплуатации двигателя. Запуск на электрическом стартере преобладал над бензиновым пусковым двигателем ПД-8. Хотя применялись оба варианта.

Коробка передач

Четрыехходовая трансмиссия на восемь скоростей с одной замедленной передачей была на механике. Реверс увеличивал маневренность и производительность трактора. Поперек установленные валы укорачивали размеры трансмиссии. Что позволяло уменьшить размеры машины, совместив трансмиссию с задним мостом. Передок коробки передач соединен со сцеплением и приспособлениями управления. Задняя стена оснащалась рычажными крепежами для навеса и удлинителем ВОМ. С боков прикреплялись рукава тормозов. Наверху трансмиссии находились реверс, дифференциал, рычаги переключения скоростей.

Ходовая часть

Задача переднего с задним мостов заключается в опоре машины. Сменой направления движения посредством руля отвечает ось спереди. А задняя, принимая нагрузку, откликается крутящему моменту мотора движением вперед либо назад. Иногда условия эксплуатации требуют увеличить сцепную массу колес. Для этого на них крепятся грузы. В зависимости от выполняемых работ и навесного оборудования рабочее давление в колесах составляет от 0,1 до 0,14 МПа. Установка шасси наизнанку расширяет колею. И также возможна регулировка агротехнического просвета с 50 до 65 см.

Рулевое управление

Гидроусилитель руля или ГУР – это особенность линейки тракторов Т-40. Карданные валы через рулевую колонку передают сигнал на гидравлический усилитель. Он, в свою очередь, сообщает полезное действие сошкам. Тем самым колеса направляют трактор вправо или влево.

Кабина Т-40

Фюзеляж кабины закрытого типа для одного водителя состоит из панелей и трубного каркаса. Последний защищает оператора в случае аварии. Обзора хватает для любых сельскохозяйственных работ. К тому же на стекле оборудован очиститель. Фанерная крыша обшита заменителем кожи. Освещение в кабине создает светильник. К дополнительным приборам относятся вентилятор и крепеж для термоса. Перед водителем располагается приборная панель с элементами управления, включая гидравлику. Хотя, как сказано выше, реверс, переключение скоростей, дифференциал, а также ВОМ располагаются на полу. Тормозная педаль двойная, но соединена планкой. За контроль систем трактора отвечают датчики:

  • Аккумуляторного заряда.
  • Масляного давления.
  • Температуры масла.
  • Воздушного давления.

Главное, в кабине Т-40 – это удобное расположение рычагов, педалей и руля.

За навесные орудия, устанавливаемые сзади трактора, отвечает центральная тяга и две продольные тяги на шарнирном механизме. Кривошип и валовые рычаги играют соединительную роль. Первый соединяет гидроцилиндр, а вторые – посредством раскосов продольные тяги. Центральная же тяга регулирует положение гидроцилиндра, который манипулирует прицепным оборудованием вверх либо вниз. Помимо приспособлений, обрабатываемых землю, на Т-40 монтируются кормозаготовочные устройства. Грузоподъемность погрузчика, устанавливаемого на задний навес, составляет не более 800 кг.

Трактора Т-40: модельный ряд

За историю производства тракторов Т-40 машины оснащались двумя различными силовыми агрегатами: Д-37 и Д-144. Модельный ряд тракторов с двигателем Д-37 представлен четырьмя модификациями:

  • Т-40 — заднеприводная базовая модель трактора;
  • Т-40А — полный привод;
  • Т-40АН — полный привод, меньшая высота кабины, сниженный дорожный просвет. Предназначалась для использования на склонах;
  • Т-50А — модификация для промышленного применения. Предназначалась для работы в качестве одноковшового погрузчика.

Модельный ряд тракторов с мотором Д-144 представлен следующими модификациями:

  • Т-40М — заднеприводная базовая модель;
  • Т-40АМ — полный привод;
  • Т-40АНМ — полный привод, сниженный дорожный просвет. Предназначался для использования на склонах;
  • Т-40АП — полный привод, модификация для коммунальных хозяйств.

Внешне модели с агрегатами Д-37 и Д-144 различаются формой капота. Первые оснащались скругленным, вторые — прямоугольным капотами.

Преимущества и недостатки трактора Т-40

Как и любые другие тракторы, сельскохозяйственный агрегат Т-40 обладает своими плюсами и минусами.

В число основных преимуществ сельскохозяйственной машины входит:

  • высочайшая устойчивость и проходимость, независимо от типа грунта;
  • высокая маневренности при любой скорости передвижения;
  • свободный доступ к функционалу, расположенному в задней части трактора;
  • легкость в управлении;
  • универсальность, которая заключается в возможности использовать для работы с агрегатом любой тип навесных приспособлений;
  • долговечность и высокая надежность трактора;
  • запчасти и механизмы для замены можно найти практически в любом магазине или на рынке;
  • наличие гидравлического усилителя руля.

Недостатков у трактора Т-40 на порядок меньше. Среди них эксперты выделяют:

  • плохо продуманная система охлаждения двигателя трактора – из-за этого мотор очень быстро нагревается в жаркую погоду. Исправить этот заводской недочет поможет модернизация агрегата своими руками;
  • плохой запуск мотора в холодную погоду;
  • в кабине водителя не предусмотрен подогрев и кондиционер, что плохо сказывается на комфортабельности при работе в холодную и знойную погоду.

Несмотря на наличие определенного количества недостатков, трактор Т-40 входит в число наиболее популярных агрегатов на территории стран постсоветского пространства. Отзывы владельцев трактора  свидетельствуют о его высокой производительности независимо от типа выполняемых им работ.

Преимущества и недостатки

С момента выпуска этого трактора прошло довольно много времени и, учитывая то, что его по сей день активно используют, первое его достоинство – это выносливость. Мотор Д-144 имеет несколько ключевых плюсов: генератор выдаёт трёхфазный ток, который не требует дополнительного выпрямителя, но используется реле-регулятор. Одноплунжерный насос обеспечивает экономию топлива в сравнении с похожими моделями.

Среди минусов трактора можно отметить следующее:

  • Стальной выпускной коллектор, который со временем начинает прогорать и пропускать дым;
  • Для регулировки топливного насоса нужен специальный ключ, без которого подобраться к ней очень затруднительно;
  • Расход масла таков, что с перерывам в 2-3 месяца необходимо его доливать;
  • Масло часто продавливает через сальник коленчатого вала.

Мотор

Как уже говорилось, аппарат комплектовался двумя силовыми установками. Оба мотора были дизельными, четырехтактными, выпускались на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ). Мощность мотора Д-37 составляет 37 лошадиных сил. Старший двигатель — Д-144 — имел мощность 50 л.с. Для запуска двигателя мотор оснащался пусковым бензиновым моторчиком или электрическим стартером. Последний вариант встречался чаще. Со временем появились моторы Д-37М, отличительной чертой которых стало наличие нераздельной камеры сгорания, которая обеспечивала экономное потребление топлива.

Двигатель трактора Т-40 включает в себя: систему питания дизельным топливом и воздухом, кривошипно-шатунный механизм, механизм распределения, систему охлаждения, пусковое устройство и масляную систему.

С левой стороны мотора находятся: топливная аппаратура, средний дефлектор, впускной и выпускной трубопроводы. А справа: стартер, генератор, привод декомпрессора, форсунки и масляная центрифуга. В передней части расположились: шкив приводов вентилятора и генератора, вентилятор, горловина для заливания масла, гидравлический насос и счетчик моточасов. Дроссельный диск располагается перед защитной сеткой масляного радиатора и вентилятора.

Трактор Т-40

Предназначалась данная техника для работы с косилкой, снеговым отвалом, стогометателем, обработки пропашных культур, пахоты легких почв в теплицах, садах и участках и для транспортных работ. Универсальная навеска в Т-40 позволяла применять навесное оборудование различного типа. На подворьях и фермах данный трактор стал незаменим. Благодаря тележке и фронтальному погрузчику Т-40 считался универсальной сельскохозяйственной машиной. Модель относилась к 0,9-му тяговому классу, мощность его мотора составляла 37-50 «лошадей». Трактор комплектовали двумя типами двигателей: Д-37 и Д-144.

Благодаря механической реверсивной трансмиссии в Т-40 можно было использовать весь диапазон передних и задних скоростей. Это с учетом широких возможностей трактора по агрегированию с навесными и прицепными машинами, выпускаемыми для легкой техники типа Т-25 и более тяжелой типа МТЗ-80 «Беларус», значительно увеличивало возможности по применению Т-40. Именно это и обуславливало популярность «сороковника» на территории СССР. Трактора данной модели и сейчас продолжают работать в российских и иностранных хозяйствах.

Модификации

Базовая версия (Т-40) выпускалась в разных вариантах. Они отличались, прежде всего, силовыми установками. С мотором Д-37, кроме базовой, выпускалось три версии:

  1. Полноприводная модификация с индексом «А»;
  2. Версия с небольшим дорожным просветом, созданная для работы на склонах, с индексом «АН»;
  3. Промышленный вариант, дополненный погрузчиком. Такой трактор назывался Т-50А.

Версий с двигателем Д-144 было четыре:

  1. Заднеприводная модификация с индексом «М»;
  2. Полноприводная версия с индексом «АМ»;
  3. Модель с малым клиренсом – аналог Т-40 АН. Называлась она Т-40АМН.
  4. Ну и наконец, полноприводная версия для коммунальных хозяйств с индексом «АП».

Техническое обслуживание

Несмотря на то, что трактор Т-40 не производят более 20 лет, у модели до сих пор есть поклонники, которые предпочитают эксплуатировать именно эту машину за ряд достоинств.

  • совместимость с «навесками», изготовленными изначально для других марок техники;
  • высокие показатели маневренности и проходимости на разных типах грунта;
  • надежность, долговечность, простота в эксплуатации и обслуживании;
  • доступность запчастей.

Есть, впрочем, у трактора Т-40 и ряд недостатков:

  • двигатель (воздушное охлаждение силового агрегата (плохой прогрев в холодное время года и недостаточное охлаждение в жару);
  • кабина (отсутствие возможности подогрева внутри в зимнее время и системы охлаждения летом).

Двигатель

Трактор Т-40 комплектовался двумя разными моделями 4-цилиндровых силовых агрегатов: Д-37 или Д-144 (производитель — Владимирский тракторный завод). Запускался двигатель в большинстве случаев при помощи электростартера. Реже использовался пусковой бензиновый двигатель ПДВ.

Модель двигателя

Характеристики

Д-37

Расход топлива при эксплуатационной мощности

Д-144

Расход топлива при эксплуатационной мощности

Примечательно, что от типа установленного двигателя зависела форма кузова. Например, если машина агрегатировалась Д-37, то форма капота была округлая. Если Д-144, то капот — прямоугольной формы.

История создания

После Великой Отечественной войны, Липецкий тракторный завод специализировался на выпуске гусеничной техники. В послевоенные годы стране требовалось много тракторов, нужно было восстанавливать сельское хозяйство, заниматься строительством и осваивать новые территории. Гусеничные трактора стали устаревать и уже не справлялись с поставленными перед ним задачами.

Переломный момент в истории Липецкого завода наступил в 1958 году. Предприятие полностью отказалось от производства гусеничных машин и выпустило принципиально новый трактор на гусеничном ходу – Т-25. Машина успешно прошла полевые испытания и поступила в серийное производство как Т-30 в 1960 году.

Трактор т-40

Практически сразу конструкторы спроектировали и выпустили в свет более мощный трактор Т-35. Затем в 1961 году был создан Т-40. Трактор был создан с учётом конструктивных недоработок предыдущих версий.

Выпуск трактора Т-40 обеспечил предприятие заказами на много лет вперёд. Всего было выпущено более миллиона машин. Вплоть до снятия с производства, Т-40 и его модификации оставались самыми востребованными машинами в сельскохозяйственной области.

Технические характеристики трактора

Трактора Т 40 пользовались и до сих пор пользуются высоким спросом благодаря отличным характеристикам. Среди них выделяется:

  • Надежные двигатели Д-37 и Д-144, мощностью 38 и 50 л. с. соответственно;
  • Масса без навесного оборудования – 2,3 т., с навесным инвентарем – 2,6 т.;
  • Скорость передвижения в диапазоне от 1,5 до 28 км/ч.;
  • Количество скоростей – 7 вперед и 7 назад;
  • Тяговое усилие – 0.9 тс;
  • Клиренс – 50 см.;
  • Колея может регулироваться в пределах от 120 до 180 см.

Габариты трактора достаточно скромные. Длина агрегата составляет 3,66, а ширина 1,62 м. Высота трактора – 2,1 м.

Производитель машины не останавливался на достижении перечисленных характеристик, поэтому конструкция агрегатов время от времени совершенствовалась. Так появился трактор Т 40 А, который отличался более мощным мотором и наличием улучшенного декомпрессора. Следующие представители – трактора Т 40АМ, помимо перечисленных улучшений, оснащались модернизированной подвеской, генератором и КПП. Это дало возможность использовать агрегат в паре с куном, чего не удавалось достичь, когда использовалась предыдущая модель – трактор Т40А.

Отдельного внимания заслуживают и заправочные объемы трактора. Как при работе в поле, так и при езде по заасфальтированной дороге, благодаря улучшенной топливной системе, машина не отличается достаточно скромным расходом топлива. Это делает трактор одним из наиболее экономных агрегатов в своем классе.
Ниже подробно изучим каждый из узлов трактора и рассмотрим области применения агрегата.

Особенности эксплуатации

Уникальная особенность Т-40, выделяющая его из множества аналогов по весу и техническим характеристикам — это долговечность. Большинство моделей, произведенных в 70-80 годах 20-го века до сих пор исправны и находятся на ходу, эксплуатируются фермерами в частных и государственных фермерских хозяйствах. Поскольку производитель Т-40 продолжает выпуск запчастей к машине, поддерживать трактор в рабочем состоянии не составляет труда.Кроме явных преимуществ, Т-40 обладает и некоторыми недостатками, а именно: тепловой режим двигателя нестабилен, что проявляется в зимнем недогреве и летнем перегреве при работе на палящем солнце, например. Зимой двигатель бывает сложно запустить, кроме того, кабина недостаточно прогревается из-за воздушного охлаждения двигателя.Несмотря на недостатки, такие параметры, как сила и скорость работы позволяют назвать Т-40 одной из наиболее популярных моделей тракторов 20-го века. Минимальная скорость движения трактора составляет 2 км/час, максимальная 27 км/час. Присутствует возможность регулировки колеи, задняя пара колес может заменяться другими, более узкими, чем заводские.

Техническое обслуживание Т-40 — на что обратить внимание?

В первую очередь при работе с трактором нужно помнить о технике безопасности. Техническое обслуживание проводится согласно инструкции пользователя. Основные точки обслуживание следующие:

  • через десять моточасов проверьте уровень масла и выполните доливку, если необходимо;
  • проверьте натяжение вентиляторного ремня;
  • через 30 моточасов замените масло;
  • через 60 моточасов проверьте состояние крепежных узлов;
  • смазывайте подшипники;
  • проверяйте давление шин;
  • перед плановым ТО всегда очищайте трактор от грязи (влажная очистка с помощью воды и губки, тканевой мочалки);
  • следите за состоянием и исправностью: аккумулятора, топливного насоса, тормозов, рулевого колеса, трансмиссии, КПП.

Основные неисправности и их устранение

В таблице ниже представлены основные неисправности в работе трактора Т-40 и способы их устранения. При невозможности самостоятельного ремонта техники обратитесь в специализированный ремонтный центр.

Таблица 1. Неисправности трактора Т-40 и его модификаций (выдержка из оригинальной инструкции по эксплуатации).

Вид поломки и возможная причина Как устранить
1. Не запускается двигатель (засорился топливопровод, воздух в системе, неисправен фильтр топлива, засор форсунок, отсутствие нужного уровня масла и топлива) Очистка, продув, замена фильтров, продув форсунок, проверка уровня топлива, уровня масла, доливка или полная замена топливных жидкостей
2. Дым из двигателя (перегрузка, перегрев, засор распылителей форсунок) Прочистка форсунок, работа на малой мощности, снижение скорости движения
3. Перегрев двигателя (превышено время эксплуатации без выключения) Выключить трактор, дать двигателю остыть, проверить, исправна ли система охлаждения двигателя
4. Посторонние звуки, например, стук, скрип, щелчки (изношены подшипники, разряжен аккумулятор) Замена подшипников, зарядка аккумулятора
5. Малый заряд тока (неисправность генератора) Замена генератора, очистка коллектора

Опыт эксплуатации Т-40: достоинства и недостатки

  • Проходимость.
  • Надежность.
  • Полифункциональность.
  • Маневренность.
  • Эксплуатационные возможности на ограниченной площади и междурядье.
  • Гидроусилитель руля.
  • Дополнительное оснащение погрузчиком.
  • Охлаждение подводит в жару.
  • А зимой подводит пусковой двигатель.

Поэтому многие трактористы дорабатывают обшивку кабины для всесезонного использования. Самостоятельно решается вопрос охлаждения мотора путем смены масляного радиатора на более объемный. Крепится апгрейд обычно справа на двигателе, а качестве вентилятора используется подходящее устройство. Желательно импортное. Масло поступает посредством стандартных шлангов от гидравлической системы. Дополнительная конструкция является откидной, что не препятствует доступу к мотору. Отопление операторской предполагает два варианта:

Золото на европейских выставках неоднократно подтверждалось в реальных условиях эксплуатации вплоть до конца производства. Хотя Т-40 и сегодня конкурирует современными тракторами. Драгоценный опыт, накопленный при создании и модернизации Т-40, воплотился в модель ЛТЗ-60. Сегодня сороковка встречается на полях России и ближнего зарубежья. Стоимость машины доходит до 250 тысяч рублей. Но это зависит от дополнительных навесных орудий и требуемых доработок.

  • Конструктор лего ниндзяго железные удары судьбы

      

  • Код в комнате дедпула в lego marvel superheroes

      

  • В конструкторе 750 деталей на постройку

      

  • Конструктор визиток и буклетов

      

  • Как рисовать лего звездные войны

Подводим итоги

В заключение, можно сказать, Т-40 несмотря ни на что, еще в далеком 61-м занял лидирующую позицию в своем тяговом классе, и вплоть до прекращения выпуска в 1995 году, вполне достойно выполнял возложенные на него обязанности. И до сих пор эти трактора работают на наших полях, составляя достойную конкуренцию современным моделям.

Кроме этого, в процессе работы был накоплен огромный опыт, впоследствии использованный при создании ЛТЗ-60 и других моделей.

На вторичном рынке вы и сейчас найдете множество предложений о купле/продаже «сороковок». Рабочий экземпляр можно приобрести в диапазоне от 80–250 т.р. в зависимости от состояния, необходимых вложений и наличия навесного оборудования.

Оцените статью